Краткая история жизни рода Вязниковых

Александр Хрисанович ВязниковРодина! Не любя тебя, невозможно любить остальной мир и, потеряв тебя, нечего будет терять.
Нельзя быть патриотом сегодняшнего дня, не опираясь на богатейшее наследие прошлого. Знание прошлого делает человека богаче духом, тверже характером, умнее разумом. Прошлое требует уважения к себе, как и дедовские могилы. Оно тебя создало, вскормило, одарило разумом и опытом, нажитым, накопленным многими поколениями не без урона и потерь.

Во второй половине девятнадцатого века, после отмены крепостного права, крестьяне России, обезземеленные в результате реформы, или продавшие свои земельные наделы, имели возможность, в поисках лучшей доли, отправиться на окраины страны. Много было не занятых, свободных земель за Уралом, в Сибири. Собирали ходоков и отправляли за каменный пояс разузнать, разведать есть ли землица там, можно ли на ней хлебопашествовать. Выбирали от общества самых смелых, дотошных и мудрых, поживших на свете, крепких духом и телом, стариков. Шли они в лапотках, в холщовых по колена рубахах, с котомкой за плечами. И год и два уходили на этот поиск. Снимались крестьяне с насиженных мест и отправлялись хоть в разведанные, но неизвестные места.

Человек необычайно трудной судьбы, славный сын своей родины. Родился в 1895 году в г. Бийске, в семье Шебалина Петра Ивановича по социальному и общественному положению - мещанина. Семья жила в небольшом деревянном домике на высоком берегу реки Бия. Три сына и две дочери, подрастая, включились в общие заботы семьи. Большую часть летнего времени мальчики проводили на реке. Росли они крепкими, закаленными, умеющими плавать и подолгу держаться на воде. Жила семья заработками отца и подраставших сыновей. Сам Петр Иванович перевозил грузы на весельной лодке, помогал ему старший сын Григорий. На лодке же подвозили к дому дрова, выловленные в половодье бревна, корма для лошадей. Река снабжала семью рыбой. Продажей, выловленной рыбы, не занимались. Заниматься заработками на лодке можно было только летом. Содержали во дворе две лошади. Сначала отец, а затем сын, Кирилл занимались извозом. Кирилл завел хорошую лошадь, приличную сбрую и удобный транспорт для перевозки пассажиров.

Егор Ефимович старший сын в семье Ефима родился в 1882 году в селе Сычевка. Среднего роста с широкими плечами с густой копной соломенных волос на голове, со светлыми голубыми глазами на лице, с прямым носом. Это был привлекательный парень с хорошим уравновешенным характером. Первый помощник отца в хозяйстве. Навыки хозяйствования усвоил от отца. В крестьянском хозяйстве все важно: своевременно выполнить полевые работы, бережно относиться к хозяйственному инвентарю. Знал, какой груз на санях зимой, на телеге летом, может увезти лошадь. Не накладывал чрезмерно на воз, без надобности не торопил, не подгонял. В хозяйстве у него всегда были хорошие, справные лошади. Приехав в село Абай, познакомился со своими сверстниками, парнями и девушками. Встречались, посещая церковь по праздничным дням, устраивали общие игры. Егору приглянулась симпатичная Истомина Вера. Живая, энергичная, смело вступала в разговор, если начинались игры, без промедления включалась и старалась не отстать от подружек. В те времена девушки любили водить хороводы. Соберутся на Троицын день отправятся в поле, цветов нарвут, венки сплетут, принарядятся, венками головы приукрасят, встанут в круг и начинают водить хоровод, напевают песни хоровые протяжные. Далеко слышны девичьи голоса, их напевы призывные. Появляются ребята, становятся слушателями, а потом и сами подпевают. Девушки заводят песни шуточные, баловные, так и подмывают удальцов принять участие в исполнении шуток и забав.

Мало что известно о нем. Родился в 1886 году. Как и все братья, жил и трудился в общей семье. Был женат. Во время германской войны был призван в армию. Где, в каких частях он служил неизвестно; где, при каких обстоятельствах погиб тоже неведомо. Семья получила известие о том, что он убит на фронте, похоронен. Жена с сыном, Мишей оставалась в семье. После получения известия о смерти мужа, она ушла из семьи. Миша оставался в семье Вязниковых. Через некоторое время вышла замуж за Ботникова. У них родился сын Петр. В начале 30-х годов семья Ботниковых куда-то уехала и потерялась из поля зрения.

Родился в 1895 году в селе Сычевке, Смоленской волости, Бийского уезда. Семьей обзавелся, уже живя в Усть-Муте, тогда Солонешенской волости, Бийского уезда. Женился на Федосье Ефремовне Шипулиной. Отец её, Ефрем Шипулин погиб на германской войне. Это был энергичный, очень подвижный человек. Еще подростком отличался своей удалью и силой. Никто из сверстников не вступал с ним в единоборство. Побороть его было невозможно. Он был, смел и порывист. С крестьянскими работами управлялся быстро. Не терпел медлительности. Видимо природой была заложена эта избыточная энергия. В те времена крестьяне, сгруппировав молодых, не рабочих лошадей, кобылиц с жеребятами, отгоняли их на все лето высоко в горы, на белки. Там нет надоедливой мошки, гнуса, корм хороший - разнотравье, лошади откармливались, тучнели, отвыкали от общения с людьми, становились. полудикими. Когда их осенью возвращали домой на заимку, то мало кто проявлял желание обучать молодых и необъезженных лошадей.

Мавра была первым ребёнком в семье Дарьи и Ефима. Приехав в Сибирь, Ефим и Дарья создали семью. Появление первого ребёнка радовало молодых и обременяло их новыми заботами. Когда переехали из Сычёвки в село Абай, Мавра уже была невестой и вскоре вышла замуж за Петра Сидоровича Яковлева. На южной окраине села Абай, молодая семья построила хороший дом, постепенно благоустроили усадьбу, возвели надворные постройки. Как и все абайцы, содержали много скота, обеспечивая себя молоком и мясом, многое готовили на продажу. Каждую зиму Пётр Сидоров выезжал в степные сёла на двух - трёх подводах, привозил главным образом зерно, муку и сам необходимое для ведения хозяйства.

Детские и отроческие годы провёл в семье жившей в Абае. Вместе с отцом и старшим братом, Сергеем выполнял все хозяйственные мужские работы. Подростком пристрастился к рыбалке удочкой. Готовил снасти, наряжал крючки для приманки. Как только реки освобождались ото льда, начиналась увлекательная ловля. Встав пораньше утром, отправлялся на берег реки. Рыбу здесь ловят в основном на червей и мошку. Всё это надо заранее приготовить: накопать червей, поместить их в холстяной мешочек, наполненный сырым мхом. В мешочке через сутки - двое, черви станут розовыми и крепкими. Легко насаживаются на крючок. Такую розовую, более заметную насадку рыба берёт охотнее, клёв идёт интенсивнее.

Родилась в 1890 году, когда семья ещё жила в селе Сычёвка. Как только подросла, усадили за прялку, а чуть позже за кросно - ткать. Так и усвоила все крестьянские работы в хозяйстве, основанном на полунатуральном хозяйствовании. В школе учиться, не пришлось - не было принято, обучать девочек грамоте. Пришло время, выдали замуж за Чистякова Якова. Молодые поселились в Усть-Муте, построив для себя небольшой пятистенник на берегу, за рекой Ануй. Постепенно, усадьбу благоустроили. Под окнами разрослась, по весне, цветущая и благоухающая медовыми запахами, черёмуха. Вокруг усадьбы цвели полевые цветы, ласкавшие взор своей красотой, и источавшие ароматные запахи. Со временем, в саду, прилегающем к дому, поставлена была пасека. В летнюю пору, это был райский уголок. Появился сын. Назвали Василием.

Мать, какое это ёмкое, большое слово, вмещающее в себя столько понятий, столько смысла, столько любви и счастья, сколько прошло поколений с этим словом на устах.

Оно означает величие души Существа, пришедшего в мир вместе с этим словом, оно нераздельно с жизнью и природой. Все матери на планете Земля одинаково похожи друг на друга - в радости материнства, в любви к своему чаду, в горе. Если посмотреть на мать во всех её проявлениях - женщина, жена, мать - то это самое нежное, хрупкое и самое сильное из земных созданий. Ей человечество обязано своим возникновением, формированием своего интеллекта, своей способностью никуда не исчезнуть.