Мавра была первым ребёнком в семье Дарьи и Ефима. Приехав в Сибирь, Ефим и Дарья создали семью. Появление первого ребёнка радовало молодых и обременяло их новыми заботами. Когда переехали из Сычёвки в село Абай, Мавра уже была невестой и вскоре вышла замуж за Петра Сидоровича Яковлева. На южной окраине села Абай, молодая семья построила хороший дом, постепенно благоустроили усадьбу, возвели надворные постройки. Как и все абайцы, содержали много скота, обеспечивая себя молоком и мясом, многое готовили на продажу. Каждую зиму Пётр Сидоров выезжал в степные сёла на двух - трёх подводах, привозил главным образом зерно, муку и сам необходимое для ведения хозяйства.

В урожайные годы заготавливали кедровый орех, ягоду бруснику. Эти продукты пользовались спросом. Усадьба была, расположена в некотором отдалении села. Здесь свободно пасся скот, протекал ручей, впадающий в речку Абай, неподалёку протека бурливая и довольно большая река Кокса. Занимались рыболовством. Осенью, когда рыба скапливала в омутах на зимовку, вылавливали её неводом. Один из рыбаков верхом на крепкой лошади, держа руках один конец невода, заезжал далеко от берега, охватывал неводом омут. Спускался вниз течению и возвращался к берегу. Второй оставался на берегу удерживал верхний-конец, и затем вр вытягивали его на берег, или песчаную косу. Уловы бывали хорошими.

Устраивали поката на небольших речках, впадающих в реку Кокса. К зиме из малых рек рьг спускалась вниз, тут её отлавливали сплетенными из прутьев покатами.

В семье Мавры и Петра прибывали и прибывали дети. Всего Мавра приносила девятнадцат детей, выжили не все. Из выросших детей старшей была Мария, родившаяся в 1903 году, за Евдокия 1906 года рождения, Ирина, Сергей 1917 года, Семён 1920 года, Николай 1922 года, Васшн 1924 года, Татьяна 1928 года и последним родился Иван

Марию выдали замуж за Петра Абакумовича Абраменко. Они поселились в селе Усть-Кан. ^ коллективизации вели индивидуальное хозяйство: содержали скот, засевали несколько десятин ячменя овса. Пётр был мастеровым человеком. Мог выполнить кузнечные работы. Краснодеревщиком не бы но умел выполнить столярные работы, связать оконные рамы, двери, наличники на окна. В начал тридцатых годов создавался Ябоганский конный завод, Пётр Абакумович работал на этом предприя™ вернулся в Усть-Кан. Трудился в столярном цехе райкомхоза. В 1937 году арестован по линии НКВ^ отбыл десятилетний срок заключения. Во время Хрущёвской оттепели он, реабилитирован. Здоров! подорвано.

У Марии Петровны и Петра Абакумовича родились дети: Дмитрий, Николай, Геннадий, Нина Пётр. Николай, погиб на войне. Дмитрий воевал на Ленинградском фронте. Ранен. С увечьем вернулс домой. После войны Геннадий и Пётр прошли службу в армии, вернулись домой, продолжил образование. Геннадий окончил финансовый институт, Пётр - торговый. Нина Петровна работает учительницей.

Не легко было Марии Петровне одной, без мужа растить и воспитывать детей в такое трудно предвоенное и военное время. Состояла на работе в Талицком совхозе, содержала заезжий до Принимала приезжающих и заезжающих в своей небольшой квартире. Предоставляла место дл ночлега, ставила самовар, угощала, чаем. Немало и нас, родственников, приезжающих в районны центр, находили у неё родственный прием и приют ни на одну ночь. Она обладала удивительн хорошим, уравновешенным характером. Стойко переживала трудности и невзгоды, проявляя упорство ведении хозяйства. За десяток километров ходила с кем-либо из детей на покос готовить сено корове. О всеми была, приветлива и доброжелательна. Ещё в детстве привезли меня учиться в пятом классе Усть Канской школы, жить оставили у Марии Петровны. Первого сентября я отправился в школу, ведя з; руку Митю, поступающего в первый класс. Около школы увидел группу маленьких ребятишек и с ним! учительницу. Записал Митю в первый класс. Хотел оставить его и идти разыскивать свой класс, а он не отстаёт от меня. Учительница уговорила его остаться, а меня просила через два урока взять его с собой Так маленький Митя в первый день обучения учился в первом, а потом вместе со мной в пятом классе Родители, занятые на работе, детей оставляли на меня. Мы с мальчиками занялись изготовлением луко! для стрельбы стрелами. Концы стрел обили наконечниками, такие стрелы плохо летели, тогда придумали вбить в конец стрелы острую проволоку. Дело поправилось. Стреляли в стену, надоело. Митя изловчился и пустил стрелу в курицу. Перепуганная несушка убежала куда-то вместе со стрелой. ОС этом случае дети рассказали, вернувшейся матери. Она разыскала курочку, избавила её от стрелы Строго наказала не заниматься стрельбой из луков.

В один из воскресных дней, мы отправились с неё за ягодой. В километрах четырёх от села, е местечке Топчуган, были большие заросли черёмухи и боярышника. Набрали полные вёдра ягод. Перенесём метров на двести по ведру, возвращаемся за другими двумя. Так и дошли до дому.

Дмитрий Петрович окончил педагогический институт, работал директором школы, заместителем председателя райисполкома. Воевал на Ленинградском фронте, был ранен, получает пенсию, как инвалид войны. Живёт в Кызыл-Озёке.

Геннадий Петрович работал управляющим Усть-Канским отделением Госбанка, затем Горно-Алтайским городским отделением. Избирался заместителем председателя горисполкома, затем заместителем председателя облисполкома.

Дети, Мавры Ефимовны: Сергей Яковлев вернулся с войны инвалидом, без ноги. Семен в составе артиллерийской части прошел всю войну, уцелел. Теперь оба брата ушли из жизни. Николай и Василий погибли на фронте. Младшая дочь Татьяна Петровна замужем за Барсуковым М. А.. Получила педагогическое образование. Работала учительницей начальных классов Усть-Канской средней школы. Отличалась прилежанием и умением работать с младшими школьниками. Дети, учившиеся у нее, помнят её и высоко ценят её педагогический талант, позволяющий ей развивать у детей способность к познанию, вырабатывать навыки учиться. Её ученики всегда хорошо учились в старших классах. Татьяна активна в общественной жизни, в суждениях прямолинейна и справедлива. Она всегда проявляла благородные побуждения в отношении учащихся, работающих с ней учителей, окружения, защищала правдивость. Гуманность, повышенный душевный настрой, качества совершенно необходимые учителю, стремящемуся влиять на формирование личности. Не знания формируют личность, а воспитанный человек овладевает необходимыми ему знаниями, опирается на них. Расширяет, углубляет, обретает умственные силы так необходимые для жизни. Татьяна Петровна прониклась пониманием того, что дети вообще проницательнее, нежели думают о них. Если их поразило что-то, если оно для них неведомо и ново, они упорно возвращаются к этому, особенно ко всему таинственному. Доискиваются, допытываются с удивительной настойчивостью и ловкостью до истины. Если умело создавать такую ситуацию, то успех усвоения новых знаний обеспечен. Это не только обогащение новыми знаниями, но и воспитание упорства, деловитости, умения учиться. Умение учиться - это умение трудиться, умение работать. Помню, Татьяна Петровна проводила открытые уроки для учителей начальных классов периферийных школ в четвёртом классе. Они были удивлены и поражены тем, что учительница почти ничего не объясняла, а только руководила процессом усвоения знаний, создавала ассоциативные ситуации. Дети стремились выйти из затруднительного положения, доказывали, что это именно так. Они были удивлены активностью учащихся, их умению работать самостоятельно, рассуждать, даже спорить. В конце урока в течение 5-7 минут все учащиеся справились с контрольным заданием по изученной теме. Сомневающихся учителей спросили: соответствуют ли знания учащихся требованиям программы?

Ответили: «Знания не только глубоки, прочны, но и практичны. Главное учатся и усваивают все».

Сделали вывод: учительница Барсукова Т.П. организует учебный процесс творчески на основе самостоятельного поиска знаний самими учащимися.

Теперь же, из большой семьи Мавры Ефимовны и Петра Сидоровича Яковлевых, осталась одна Татьяна Петровна в возрасте 67 лет. Мавра и Пётр прожили долгую жизнь, умерли в возрасте близком к 90 лет.