Мать, какое это ёмкое, большое слово, вмещающее в себя столько понятий, столько смысла, столько любви и счастья, сколько прошло поколений с этим словом на устах.

Оно означает величие души Существа, пришедшего в мир вместе с этим словом, оно нераздельно с жизнью и природой. Все матери на планете Земля одинаково похожи друг на друга - в радости материнства, в любви к своему чаду, в горе. Если посмотреть на мать во всех её проявлениях - женщина, жена, мать - то это самое нежное, хрупкое и самое сильное из земных созданий. Ей человечество обязано своим возникновением, формированием своего интеллекта, своей способностью никуда не исчезнуть.

Женщины - матери России, много ли мы знаем о них? Почему так редко задаёмся вопросом: откуда они взялись - блистательная череда героев, отважных воинов, знаменитых полководцев, честных и порядочных тружеников, отважных землепроходцев и мореплавателей?

И всё же кому Россия обязана своею славою сильного и могучего государства? Кто приумножил её богатство освоением Сибири и присоединением других территорий? Кто отправил её сынов за пределы земного притяжения? Почему забываем мы, что все они дети своих матерей, взращённые их любовью, « наученные их словом и примером неустанно выполнять свой долг.

Имеется тьма примеров материнского подвига в защите своего очага, в пожертвовании на алтарь отечества своих сыновей и дочерей в годину самых трудных испытаний для Родины.

Этот подвиг не убывает, не меркнет во времени, а обретает всё новые и новые источники, питающие его. Россия знает много материнских имён, чьи подвиги граничат с легендой, а имена стали символом славы.

Я хочу осмыслить подвиг матери в близком моём окружении, в корнях «древа жизни» Вязниковых, то есть написать о тех, кто всем естеством своей жизни являлся опорой, создавал (не подозревая этого) условия для вызревания исторических свершений.

Дети матерей клана Вязниковых, не совершали подвигов, достойных прославления и большой известности, но они не омрачили своих матерей недостойной жизнью. Не навлекли прёков и проклятий и от близких и дальних соседей. С честью и достоинством исполняли свой долг, оберегая материнское имя. защищая родной очаг, отчий край. Они были частицей силы и мощи России, они были, и остаются опорой её.

К сожалению, мои познания о своей родословной очень ограничены, не позволяют заглянуть в глубь к более древним источникам. Надеюсь, что мои труды, мои изыскания послужат потомкам основой для дальнейшего написания родословной. Нам предстоит ознакомить любопытных читателей со своими предками по материнской линии. Насколько возможно описать жизнь, быт, события личной жизни, их радости, невзгоды, нравственный облик. Дарья Мироновна мать моего отца, моя бабушка» привезена была в Сибирь из владимирской губернии в детском возрасте. Прожила более девяноста лет, умерла в 1944 году. Каждый завершает жизнь таким, каким он её прожил. В трудах и заботах шли день за днём годы нашей бабушки.

Вместе с родителями и односелянами из России отправились на новоселье в далёкую Сидщ Смутно представляли себе её, страшились суровости, не обжитости. По рассказам и побасенк; «бывалых» людей рисовали себе необжитую, заросшую непроходимыми лесами, наполненными дики* зверями, страну.

Преодолев причудливые Уральские горы, удивились необъятному простору степей, каких в Роса не видывали и рассказов о них не слыхивали.

На новом месте в Бийском уезде обжились, освоились, попривыкли. Дивились необыкновенно!» выговору местных жителей, а они передразнивали приехавших, в речи которых звук «о» преобладал ж звуком «а». Дарья вышла замуж. Её избранником стал тоже приехавший из России Ефим Иванов Вязников. Со временем выделились из большой семьи, зажив самостоятельно. Молодая хозяйка бьп шустра и расторопна, тем же отличался Ефим. Дарья успевала выполнять работы по дому и помогай мужу в поле. В поле посеянные рожь и пшеница, убирались по осени серпом и ручной косой оснащённой грабцами. Это позволяло укладывать стебли колосьями в одну сторону, в рядок. Косит такой утяжелённой косой было трудно, однако скашивание хлеба велось быстрее, чем серпом. Нелегк давался крестьянский хлеб. Совершенно необходимо было вырастить лён и коноплю, переработать их волокно и кудель, опрясть, выткать холсты. Не перечесть крестьянских трудов и забот женщины матери. Каждому делу своё время, свой черёд: ни опоздать, ни пропустить нельзя. Поневоле будешь расторопным.

Переездов на новые места на долю матери, теперь уже большой семьи, выпало немало. Длительное путешествие из России в Сибирь, остановились в селе Сычёвка, прожив здесь около десятка лет, отправились дальше в горы, в село Абай, не задержались и здесь - переехали в село Усть-Мута, где обосновались надолго, навсегда.

Переезды были нелегки для всех членов семьи, а для матери в особенности. Бабушка, рассказывала: во время переезда, воз, нагруженный домашним скарбом доверху, возмутил деда Рассерженный старик сбросил с подводы первую, попавшуюся под руку посудину. Она подобрала её, пока дед занят другими делами, сняла с посудины обручи, клёпки, крепко связала верёвочкой и незаметно упрятала на возу. На новом месте, в Абае, в первую очередь понадобилась квашня для выпечки хлеба. Где её взять? Она подала разобранную посуду деду и велела её собрать. Это оказалась когда-то сброшенная с воза квашня. Старик был удивлён и обрадован. Вскоре в квашне зрело и поднималось тесто.

Дарья унаследовала образ жизни и бытовые привычки истинно русской российской женщины. В любые невзгоды была добра и равна со всеми. Искренне любила мужа, детей, ради них не щадила себя, своего здоровья, без ропота и уныния несла свой тягостный крест. С раннего утра до поздней ночи -работа, работа, работа... То вращается веретено, удлиняя бесконечную нить, то стучит ткацкий станок -кросно, готовя холсты, каждодневная забота накормить семью. Надо выбрать подходящее время, поговорить с заневестившейся старшей дочерью, наказать старшим сыновьям присмотреть за младшими - на реке ледокол.

Дарья Мироновна прожила долгую жизнь, стала матерью девятнадцати детей.

Условия крестьянского труда, когда с только что народившимся ребёнком, не набравшимся сил, приходилось выходить в поле, чтобы вовремя прибрать хлеб - не способствовали выживанию всех детей.

Выросли, стали взрослыми двенадцать человек. Столько детей произвести на божий свет, вырастить, выкормить, воспитать, приобщить к человеческому обществу - разве это не подвиг. Разве не от неё они усвоили правила жизни: Трудом обеспечивать себе жизнь. Быть верным и преданным родному дому. Свято соблюдать честность, порядочность, не богохульничать, не обижать беззащитных.

Сыновья, будучи взрослыми и семейными у неё просили прощение за допущенные оплошности, покорно выслушивали её нравоучения, к ней шли с покаянием. Никто из них не осмелился проявить непослушания, не выполнить воли матери: настолько её требования были справедливыми и праведными.

Сыновья обзаводились семьями, приводили для себя жён, для матери снох.

Дочери выходили замуж, Уходили из дома. Был время, когда в доме в одной семье жили три-четыре снохи. В такой семье свекровь должна иметь умную голову, стойкий характер. В доме должна торжествовать справедливость. Грамоты, Дарья не ведала. Была набожной, требовала от семьи почитания бога, соблюдения религиозных заповедей и запретов, обрядов и поклонений.

С большим вниманием слушала проповеди священнослужителей, укрепляясь духом. Пришло время сыновьям, проходить службу в армии. Один за другим ушли на военную службу четыре сына - Егор, Иван, Хрисан, Гавриил. Снохи остались в доме свекрови.

Отправляя сыновей в армию, отлучая их от семей, от дома, мать напутствовала - служить верой и правдой царю-батюшке, христову престолу. Не предаваться супостату и богоотступникам, с богом отслужиться и возвращаться домой. Нелёгким было расставание для молодых жен, лишившихся. надежной семейной опоры, не успевших ещё налюбиться и нанежиться с любимыми.

Тревожилась уже стареющая мать: как-то поведут себя в такой большой семье снохи-солдатки. Не заведутся ли между ними размолвки и ссоры, сохранится ли их прежнее послушание и забота об общем благе семьи, не поползут ли по селу нехорошие слухи. На неё теперь легли все заботы о хлебе насущном, обо всех хозяйственных работах, обеспечивающих жизнь семьи без голода и бедности. Мужские работы, требующие сноровки и силы, пришлось выполнять женщинам.

Наступило смутное время - война с Германией, революция, гражданская война. Не стало поступать от сыновей ни писем, ни вестей. Предчувствие надвигающейся беды тревожит мать, волнует её сердце, погружает в раздумье. Всё чаще становится на колени перед иконой божьей матери и молит и молит её о заступничестве, о сохранении жизни её чад.

Обеспокоились снохи. Всматриваются в незнакомые лица проезжающих по селу людей, вступаю с ними в разговоры, расспрашивают. В один из летних дней, приехавший из волости начальник, привёз печальную весть о солдатах, призванных из Усть-Муты. Назвал фамилии те, кто находится на излечении после ранения, назвал и тех, о ком пока вестей нет - живы ли, находятся ли в плену у германца, пока не известно. Попросил поскорее отправить надёжного человека на хорошей подводе за раненными в г. Бийск. Стоя на высоком крыльце церкви, которое обступили женщины матери, солдатские жены, дети, подростки, старики, вздернувшие повыше свои бороденки, чтобы лучше слышать сказанное. Волостной писарь, перекрестившись, объявил фамилии убитых: Вязников Егор Ефимович. Стоявшие оцепенели. Ухватился за мать одиннадцатилетний Ефстафий, помогая ей удержаться на ногах. Вскинула к небу побледневшее лицо Дарья Мироновна, по лицу катились крупные слёзы.

Не успела толпа, пережить услышанное, как писарь назвал новое имя - Вязников Иван Ефимович. Не могли женщины удержаться от стона и вопля. Громко заголосила сестра убитых Агафья.

Едва хватило сил дослушать до конца сообщение приезжего, ведь на войне были ещё два брата, два сына Дарьи Мироновны. Слава богу, - шептала мать, хоть их бог сохранил. Помрачнели лица обитателей дома. Надела тёмные одежды и черный плат жена Егора Вера Кирилловна, да так и осталась вдовой на всю жизнь. Перед уходом на германскую войну Егор с помощью братьев построил себе небольшой, но уютный дом, в котором Вера вдовствовала с сыном Евстафием.

Дарья Мироновна стойко переживала свалившееся на семью, горе. Заказала в церкви отслужить молебен по убиенным. Повседневно молила бога даровать царство Божие погибшим. Наступили безрадостные, печальные дни. Мать щедро подавала милостыню, всем обращающимся за ней, прося помолиться за убитых на войне сыновей, называла их имена. Жена Ивана ушла из семьи, оставив бабушке малолетнего сына Мишу. Переживая скорбь утраты сыновей, она вырастила его до совершеннолетия и возмужания.

Наступил 1918 год. Старая царская армия развалилась. Сыновья Хрисан и Гавриил вернулись домой. Увидели ослабленное хозяйство.

Дни удлинились. На пригорках появились проталины, а на реке тёмные пятна талой воды. С радостью обозревали родные места. Воздух был такой прозрачный, чистый, что горные вершины словно приблизились сюда к долине, приблизились каждой складкой, склонами, поросшими лесом. Поля на южных склонах, спускавшихся к долине, освобождались от снежных надувов, парили.

Наскучавшись по крестьянской работе, братья готовились проводить сев. Подправляли инвентарь. Лошадей подкармливали сечкой, сдобренной отрубями или мукой. Давали им отдых, по пустякам не запрягая. Просматривали семена.

Докатилась и до Алтая гражданская война. Власти объявили мобилизацию в какую-то армию под командованием Колчака. Многие укрывались от призыва. Тоже сделали Хрисан и Гавриил. Появились вооруженные отряды, разыскивающие скрывавшихся от призыва крестьян. Опять тревоги, опять заботы матери. Все наглее вели себя эти вооруженные. Приехав в село, устраивали обыски, собирали прокорм для себя, для лошадей, задерживали подлежащих призыву, отгоняли в волость и уезд. Не признававшие новую власть вынуждены были встать на защиту населения своей деревни. Образовать отряд, а потом влиться в партизанскую дивизию. Служба в старой армии, фронтовой опыт помогли братьям успешно бороться с противником и сохранить свою жизнь. Однако без потерь не обошлось.

Молодой и не опытный в военном деле, излишне храбрый и бесшабашный Ефрем, назначенный партизанскую разведку, попытался победить офицеров - белогвардейцев, засевших в доме. Был раж разрывной пулей в правое предплечье. Привезли его домой без руки с трудноизлечимой раной с мало надеждой выжить. Метался в жару, в беспамятстве продолжал бороться воевать.

Для матери новое испытание - страдание сына на её глазах. Каких только лекарей не призыва] она, чтобы излечить сына, облегчить его страдания. Куда только не посылала за лекарствами и советам как излечить. Сутками, как и его жена Федосья, не отходила от больного. Крепкий организм, могучг сила воли, забота матери помогали Ефрему одолеть недуг, выжить, выздороветь.

В одном из партизанских боёв погиб муж дочери Агафьи - Чистяков Яков. Овдовела молода Агафья, оставшись с малолетним сыном - сиротой, Васей. Переживания дочери и внука, оставшихся беззащитными и одинокими в этой суровой жизни, не могли оставить безучастной к их горю Дары Мироновну. Вместе с дочерью оплакивала она потерю зятя, судьбу молодой вдовы. Вместе обсуждал они, как жить, как вести крестьянское хозяйство, как избежать нищеты.

Александр - младший сын Дарьи Мироновны. Вырос, возмужал. Окончил начальную школу. Слыл среди односельчан грамотным и рассудительным. К нему приходили с просьбой написать письмо сыну армию, заявление или прошение к властям. Никому не отказывал. Он выступал на сходах сельчан отстаивал справедливость. Был сторонником культурного ведения хозяйства, уговаривал молоды хозяев строить тёплые хлева для скота. На дворе трескучий мороз, а дойные коровы в пригоне по, открытым небом, употевшие после работы лошади на продувном, пронизывающем сквозняке. Надо строить тёплые дворы, - говорил он. Его сверстник Смирнов Александр говорил о нём: «Он не вступал ни в какие конфликты и ссоры, возникавшие между парнями. Выделялся уравновешенным характером и правильными суждениями. К нему относились с уважением не только молодые, но и старшие».

После гражданской войны и завершения борьбы с бандитизмом, стало создаваться местное самоуправление - советы. На сходке сельчан в совет избирали самых достойных, уважаемых граждан Председателем первого сельского совета в Усть-Муте избрали Вязникова Александра Ефимовича. Мат! не очень понимала, что, значит, быть председателем совета, но она была, горда тем, что сыну доверши быть главным на селе. Три года председательствовал в совете, одновременно управлялся в своём хозяйстве. Оплата за работу в совете не была определена, а позже председатель и писарь «секретарь» должны были получать деньги из средств самообложения сельчан. Неудобно и совестно собирать деньги себе на зарплату.

Началась коллективизация крестьян. Александр первым вступил в коммуну. Полагал, что в коллективе быстрее удастся механизировать производство, облегчить труд крестьянина. Но заболел желтухой «гепатитом», умер. Не сбылась мечта Александра, построить в Усть-Муте хорошую школу. На сходе сельчан определили: каждый житель села должен подвести к месту строительства пять бревен длиной 7 аршин в отрубе 5 вершков. Большая часть сельчан в первую зиму вывезли брёвна. Начавшаяся коллективизация помешала выполнить задание по вывозке всего леса и приступить к строительству здания. Позже вывезенные брёвна использовали на строительстве скотного двора для колхоза.

После смерти Александра осталась вдова Настасья Дмитриевна с тремя маленькими детьми. Опять горе и переживания бабушке Дарьи, забота как вырастить оставшихся без отца, осиротевших внуков. Думы думает, тяжело вздыхает старая мать. Череда невзгод и переживаний следовали одно за другим. Арестовали и засудили в тюрьму самого дорогого внука Мишу. Малолетним остался он у неё на руках после гибели отца на войне. Вскормила, вырастила, поставила на ноги. В большой семье приучили его к крестьянскому труду. Но, отобрали у бабушки дорого внука. Легко ли пережить. Пришли вести -арестован и объявлен врагом народа сын, Гавриил. Через несколько месяцев тоже произошло с Хрисаном. Следом арестованы внуки: Евстафий, Василий, муж внучки Марии, дочери Мавры - Петр Абраменко.

Всё труднее становилось старому сердцу матери переживать человеческие страдания. Сядет под образами на лавку, поднимет голову с незрячим ликом, окаменеет вся и шепчет, ^ шлёт свои мольбы заступнику нашему - Богу. «Господи Иисусе Христе, прости грехи мя, не карай господи чада мои, светлые дни не лишай их».

Опять началась война с германцем, причинившем немалые беды роду Вязниковых. Теперь старая мать провожала из своей семьи на войну второе поколение защитников России - своих внуков. Ушли воевать сыновья Хрисана - Александр, Фёдор, Василий; сыновья дочери Мавры - Сергей, Василий,

 Семён; сын Ефрема - Алексей; сын Василия - Павел; сын Александра - Иван; сыновья Марии Петровны - Николай, Дмитрий.

Безжалостно круто обошлась вторая германская война с защитниками России, призванными из семьи Вязниковых, внуками и правнуками Дарьи Мироновны. Четверо погибших не вернулись в родное гнездо. Все они, не достигшие и двадцатилетнего возраста, в памяти бабушки, милые дети. Дети иногда, шалостями, нарушавшие покой старой бабушки, но всегда беспредельно любившие её. Имена их. занесены в поминальники о вечном поминании детей наших убиенных и представившихся в вечный покой. Это сын Мавры - Василий, сын Александра - Иван, сын Ефрема - Алексей, сын Марии (внучки) -Николай. Остальные внуки выстояли: с ранениями, контузиями, увечьями вернулись домой.

Шестеро сыновей не могли навестить стареющую мать, преклонить перед ней колени, выразить свою благодарность, сказать душевное ласковое слово. Просто посидеть рядом, проникнуться её мыслями, заботами. Все они были отобраны у неё - кто сложил свою голову на полях сражений, кто репрессирован и погиб в застенках, кто просто умер. Репрессированы два внука и муж внучки Марии. Доживать свой век, Дарье Мироновне пришлось в семье искалеченного, лишившегося руки младшего сына Ефрема. Похоронили её в 1944 году скромно и просто. На погосте в Усть-Муте покоится прах Дарьи Мироновны - нашей матери, нашей бабушки.

Небольшого роста, русоволосая, светлое, с прямым носом лицо, серые зоркие глаза, прямой стан, легкая без раскачки походка - такой запомнилась нам она. Это была добрая, незлобивая женщина. Женщина, наделённая практическим, проницательным умом, стойким характером, душевной теплотой. Такими матерями держалась Русь. Они незабвенны и достойны вечной памяти.