Краткая история жизни рода Вязниковых

Она происходила из семьи местных, не приехавших из России жителей. Они происходили из местных аборигенов и первых русских, появившихся здесь со времён присоединения Алтая к русскому государству. Дед Анисим Иванович в своём внешнем облике, хозяйственных и бытовых привычках сохранил черты, свойственные алтайцам. Смуглое лицо, чёрные волосы, реденькая борода. Шаровары из замши, выделанной им самим, зимняя обувь - кисы, изготовленные из шкуры снятой с козлиных (косульих) ног.

Отец мой родился в селе Сычёвка, Смоленской волости Бийского уезда в 1888. Он был третьим ребёнком в семье. Священник при крещении его назван Хрисанфом, как было записано в свмтцах. Это древнее имя должно было сопутствовать счастливой судьбе народившегося человека. Как и все сельские дети, рос мальчик, испытывая на себе все трудности и радости, которые переживала семья. На опыте своего отца учился крестьянствовать, рано вставать после сна, поздно ложиться. Свободного от работы времени в крестьянской семье не бывает.

Человек крупный, обладал немалой физической силой. В деревне вёл себя независимо, несколько вольно, не подчинялся властям. Не раз уездными властями подвергался арестам, обвинялся в нарушении общественного порядка. Один раз под конвоем был угнан в губернскую тюрьму в г. Томск.

Агафья Ефимовна, Жена Якова, неграмотная женщина, дальше уездной управы нигде не бывавшая. Когда угнали мужа в Томск, собрала узелок с пожитками и отправилась в губернию на защиту мужа. Как она добралась туда, как ехала по железке, как отыскала там мужа одной ей известно. Всё это кончилось тем, что оба они вернулись домой. Всё это было до революции.

После гражданской войны, партизанского движения отстоявшего и укрепившего Советскую власть в селах Алтая стала налаживаться крестьянская жизнь. Этому способствовала Новая экономическая политика, устранившая продовольственную развёрстку. Была проведена реформа I денежной системы, укрепившая курс рубля. Были введены в обращение: золотые монеты достоинством 10 рублей. Серебряные монеты: 1 рубль, 50 копеек, 20 копеек, 10 копеек. Медные монеты: 5 копеек, 3 коп., 2 коп., I коп., 1/2 коп., (грош).

Мой старший брат Георгий родился в 1913 году в селе Усть-Мута. Темноволос с пронзительными чёрными глазами. Отец всегда похвально отзывался о нём. Он унаследовал от отца темперамент, энергичность, непоседливость. Постепенно приобщился к крестьянскому труду. С подросткового возраста помогал отцу по кузнечному делу. Брался за все хозяйственные работы: пахал пашню под весенний сев, под пары. В покосное время скашивал траву сенокосилкой, а высохшую сгребал конными граблями. Мог сковать подковы, ковочные гвозди, подковать лошадь. В селе, мне кажется, отцовская кузница была единственная. Георгий по просьбе сельчан подковывал им лошадей. Заготавливал подковы, ковочные гвозди, а подковать лошадь не составляло большого труда. Получал плату по 15-20 копеек с ноги. В зимнее время в селе устраивались скачки на лошадях.

Мария родилась 1 апреля 1920 года. Светловолосая с голубенькими глазёнками была мила и желанна для всей семьи. Я был на два года старше сестры, и поэтому мне четырех - пятилетнему мать доверяла оставаться с ней, когда ей было некогда. Мы с ней были очень дружны. Помню, двор дома был, заросший мягкой травой и полевыми цветами. Нам это было раздолье для игр. Подросла, пошла в школу учиться. Окончила начальную школу. Для продолжения обучения надо было выезжать в другое село. Необеспеченность жильем, питанием, отсутствие учебников, школьных принадлежностей не позволили девочке продолжить образование. Видимо родители не были, настойчивы в преодолении этих трудностей. Помню, она начинала учиться в пятом классе Усть-Канской семилетней школы. Но, как и многие другие, оставила занятия в школе. Ещё подростком начала работать в колхозе. Понятно, что все колхозные работы требовали немалого физического труда, крепкого здоровья и постоянного прилежания.

Родился 1 марта 1924 года. В это время в деревне ещё мало проживало населения. Пахотные поля были в отдалении от села за поскотиной. В близи домов зеленели лужайки, покрытые травой-муравой и цветами: подснежниками, незабудками, одуванчиками, кандыком. Жаркими летними днями, на лужайках, дети устраивали игры. Мне было шесть лет. Младшенького братца Федю поручали мне. Устраивал его на лужайке, посадив на дерюжку, а сам играл со сверстниками, то в войну, то ещё в' какую-нибудь подвижную игру. Федя, мальчик с обаятельным лицом, украшенным тонкими чёрными бровями, чёрными длинными ресницами был, любим всеми. Родственники непременно брали его на руки, разговаривали с ним, хвалили за привлекательность. Матери было приятно слышать похвалу.

1926 год. Поправлялись крестьянские хозяйства, избавлялись от нужды и разрухи, принесённой империалистической, гражданской войнами, партизанщиной, разорительной эпохой военного коммунизма. Увеличивали запашки земли под посевы хлебов, на подворьях стало больше скота. Появилась успокоенность, уверенность в том, что излишки можно будет продать.

Наташа самый младший в семье ребёнок. Она, как и Вася, родилась в осеннюю пору, в сентябре,' когда в самом разгаре осенние полевые работы - жатва хлебов, связывание снопов, уборка их в скирды и | клади. Крестьяне в эту пору торопятся, работают без устали с раннего утра до позднего вечера. Поглядывают на небо, не полетели ли журавли - предвестники приближающейся зимы, короткой, после их пролета осени. Осеннее небо при хорошей погоде бездонно, оно просматривается далеко придалеко, голубизна усиливается, с удалением не темнеет.

Я родился в большом доме Вязниковых в селе Усть-Мута, в неспокойное время первой четверти двадцатого века. Крещён в церкви христианских прихожан с. Чёрного-Ануя 8 марта 1918 года, а в похозяйственной книге села Усть-Мута записан 8 марта 1919 года. Род наш в прошлом малоизвестен. Так как часть его переехала из России в Сибирь в девятнадцатом веке, то с оставшейся в России частью рода, связи утрачены.