Публикации

Мой старший брат Георгий родился в 1913 году в селе Усть-Мута. Темноволос с пронзительными чёрными глазами. Отец всегда похвально отзывался о нём. Он унаследовал от отца темперамент, энергичность, непоседливость. Постепенно приобщился к крестьянскому труду. С подросткового возраста помогал отцу по кузнечному делу. Брался за все хозяйственные работы: пахал пашню под весенний сев, под пары. В покосное время скашивал траву сенокосилкой, а высохшую сгребал конными граблями. Мог сковать подковы, ковочные гвозди, подковать лошадь. В селе, мне кажется, отцовская кузница была единственная. Георгий по просьбе сельчан подковывал им лошадей. Заготавливал подковы, ковочные гвозди, а подковать лошадь не составляло большого труда. Получал плату по 15-20 копеек с ноги. В зимнее время в селе устраивались скачки на лошадях.

После гражданской войны, партизанского движения отстоявшего и укрепившего Советскую власть в селах Алтая стала налаживаться крестьянская жизнь. Этому способствовала Новая экономическая политика, устранившая продовольственную развёрстку. Была проведена реформа I денежной системы, укрепившая курс рубля. Были введены в обращение: золотые монеты достоинством 10 рублей. Серебряные монеты: 1 рубль, 50 копеек, 20 копеек, 10 копеек. Медные монеты: 5 копеек, 3 коп., 2 коп., I коп., 1/2 коп., (грош).

Человек крупный, обладал немалой физической силой. В деревне вёл себя независимо, несколько вольно, не подчинялся властям. Не раз уездными властями подвергался арестам, обвинялся в нарушении общественного порядка. Один раз под конвоем был угнан в губернскую тюрьму в г. Томск.

Агафья Ефимовна, Жена Якова, неграмотная женщина, дальше уездной управы нигде не бывавшая. Когда угнали мужа в Томск, собрала узелок с пожитками и отправилась в губернию на защиту мужа. Как она добралась туда, как ехала по железке, как отыскала там мужа одной ей известно. Всё это кончилось тем, что оба они вернулись домой. Всё это было до революции.

Отец мой родился в селе Сычёвка, Смоленской волости Бийского уезда в 1888. Он был третьим ребёнком в семье. Священник при крещении его назван Хрисанфом, как было записано в свмтцах. Это древнее имя должно было сопутствовать счастливой судьбе народившегося человека. Как и все сельские дети, рос мальчик, испытывая на себе все трудности и радости, которые переживала семья. На опыте своего отца учился крестьянствовать, рано вставать после сна, поздно ложиться. Свободного от работы времени в крестьянской семье не бывает.

Она происходила из семьи местных, не приехавших из России жителей. Они происходили из местных аборигенов и первых русских, появившихся здесь со времён присоединения Алтая к русскому государству. Дед Анисим Иванович в своём внешнем облике, хозяйственных и бытовых привычках сохранил черты, свойственные алтайцам. Смуглое лицо, чёрные волосы, реденькая борода. Шаровары из замши, выделанной им самим, зимняя обувь - кисы, изготовленные из шкуры снятой с козлиных (косульих) ног.

Мать, какое это ёмкое, большое слово, вмещающее в себя столько понятий, столько смысла, столько любви и счастья, сколько прошло поколений с этим словом на устах.

Оно означает величие души Существа, пришедшего в мир вместе с этим словом, оно нераздельно с жизнью и природой. Все матери на планете Земля одинаково похожи друг на друга - в радости материнства, в любви к своему чаду, в горе. Если посмотреть на мать во всех её проявлениях - женщина, жена, мать - то это самое нежное, хрупкое и самое сильное из земных созданий. Ей человечество обязано своим возникновением, формированием своего интеллекта, своей способностью никуда не исчезнуть.

Родилась в 1890 году, когда семья ещё жила в селе Сычёвка. Как только подросла, усадили за прялку, а чуть позже за кросно - ткать. Так и усвоила все крестьянские работы в хозяйстве, основанном на полунатуральном хозяйствовании. В школе учиться, не пришлось - не было принято, обучать девочек грамоте. Пришло время, выдали замуж за Чистякова Якова. Молодые поселились в Усть-Муте, построив для себя небольшой пятистенник на берегу, за рекой Ануй. Постепенно, усадьбу благоустроили. Под окнами разрослась, по весне, цветущая и благоухающая медовыми запахами, черёмуха. Вокруг усадьбы цвели полевые цветы, ласкавшие взор своей красотой, и источавшие ароматные запахи. Со временем, в саду, прилегающем к дому, поставлена была пасека. В летнюю пору, это был райский уголок. Появился сын. Назвали Василием.

Детские и отроческие годы провёл в семье жившей в Абае. Вместе с отцом и старшим братом, Сергеем выполнял все хозяйственные мужские работы. Подростком пристрастился к рыбалке удочкой. Готовил снасти, наряжал крючки для приманки. Как только реки освобождались ото льда, начиналась увлекательная ловля. Встав пораньше утром, отправлялся на берег реки. Рыбу здесь ловят в основном на червей и мошку. Всё это надо заранее приготовить: накопать червей, поместить их в холстяной мешочек, наполненный сырым мхом. В мешочке через сутки - двое, черви станут розовыми и крепкими. Легко насаживаются на крючок. Такую розовую, более заметную насадку рыба берёт охотнее, клёв идёт интенсивнее.

Мавра была первым ребёнком в семье Дарьи и Ефима. Приехав в Сибирь, Ефим и Дарья создали семью. Появление первого ребёнка радовало молодых и обременяло их новыми заботами. Когда переехали из Сычёвки в село Абай, Мавра уже была невестой и вскоре вышла замуж за Петра Сидоровича Яковлева. На южной окраине села Абай, молодая семья построила хороший дом, постепенно благоустроили усадьбу, возвели надворные постройки. Как и все абайцы, содержали много скота, обеспечивая себя молоком и мясом, многое готовили на продажу. Каждую зиму Пётр Сидоров выезжал в степные сёла на двух - трёх подводах, привозил главным образом зерно, муку и сам необходимое для ведения хозяйства.

Родился в 1895 году в селе Сычевке, Смоленской волости, Бийского уезда. Семьей обзавелся, уже живя в Усть-Муте, тогда Солонешенской волости, Бийского уезда. Женился на Федосье Ефремовне Шипулиной. Отец её, Ефрем Шипулин погиб на германской войне. Это был энергичный, очень подвижный человек. Еще подростком отличался своей удалью и силой. Никто из сверстников не вступал с ним в единоборство. Побороть его было невозможно. Он был, смел и порывист. С крестьянскими работами управлялся быстро. Не терпел медлительности. Видимо природой была заложена эта избыточная энергия. В те времена крестьяне, сгруппировав молодых, не рабочих лошадей, кобылиц с жеребятами, отгоняли их на все лето высоко в горы, на белки. Там нет надоедливой мошки, гнуса, корм хороший - разнотравье, лошади откармливались, тучнели, отвыкали от общения с людьми, становились. полудикими. Когда их осенью возвращали домой на заимку, то мало кто проявлял желание обучать молодых и необъезженных лошадей.